Образование и наука

Международная зимняя школа Ice Mechanics проходит в ДВФУ

Участники VII Международной школы-семинара  Ice Mechanics в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) перешли к практическим занятиям. 19 магистрантов совместной с ПАО «НК Роснефть» программы Оffshore and Сoastal Engineering вышли на замерзшую поверхность бухты Новик Русского острова, чтобы изучить лед, его свойства и набрать материал для лабораторных исследований.

Как сообщили в Политехническом институте ДВФУ, проведение зимней школы способствует сбору информацию по физико-механическим свойствам льда, которые в дальнейшем используются для расчета ледовой нагрузки на морские инженерные сооружения. 

«Во время Ice Mechanics студенты знакомятся с теми трудностями, с которыми они могут столкнуться в рамках реальных полевых работ. А многолетние наблюдения, проводимые нашей лабораторией, позволяют накопить данные для формирования общих численных моделей свойств ледяного покрова. И проводить множество параллельных испытаний, что обычно невозможно в полевых экспедициях», ― отметил заведующий научно-исследовательской лабораторией ледовых исследований ДВФУ Егор Помников.

Погружение в ледовую тему для студентов началось с цикла лекций от ведущих ученых Политехнического института ДВФУ про физику льда, его типы в природе и воздействие на морские инженерные сооружения. Освоив теорию в аудиториях, слушатели перешли к практике. Часть испытаний выполняется непосредственно в бухте Новик: на открытом полигоне при помощи бурения отбираются образцы цилиндрической формы (керны). В лабораториях Международного научно-образовательного центра «Арктика» в ДВФУ молодые ученые детально изучают пробы на прочность, однородность, плотность, соленость, температуру и структуру. Самый зрелищный опыт — испытание сжатием — проводится на специальной установке компании SHIMADZU.

«Во время выхода на лед было отобрано 64 образца диаметром 9 и 14 см. Керны диаметром 9 см используются для испытаний на одноосное сжатие для получения данных о прочности льда на различных скоростях. Керны диаметром 14 см ―  для испытаний тонких пластин на прочность при центральном изгибе. Такие пластины получаются при распиливании образца на специальном станке. После эксперимента определяется температура обломков и небольшой кусок исследуется на соленость. Результаты экспериментов сравниваются с ранее выполненными испытаниями на изгиб ледяных консолей, выпиленных в ледяном покрове бухты Новик», ― рассказала профессор кафедры гидротехники, теории зданий и сооружений Политехнического института ДВФУ Татьяна Уварова.

Кроме стандартных для зимней школы испытаний в этом году проводились дополнительные исследования по определению прочности льда на одноосное сжатие в зависимости от скорости нагружения и температуры льда, прочности льда на изгиб методом разрушения круглой, свободно лежащей на кольцевой опоре ледяной пластины, нагружаемой в центре и исследования изменения плотности, солености и структуры льда по толщине ледяного покрова.

Полученные в ходе экспериментов результаты участники представят в виде итоговых докладов в заключительный день ледовой школы 4 марта. Собранные материалы дополнят базу исследования ученых ДВФУ. 

Дальневосточный федеральный университет проводит ледовые школы Ice Mechanics с 2015 года в рамках Международного научно-образовательного центра «Арктика». Цель проекта — развитие центра превосходства в области арктических технологий освоения ресурсов Мирового океана. Статистические данные, полученные на школах Ice Mechanics, используются при строительстве судов и буровых платформ для работы в Арктике.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru

Сообщает Дальневосточный федеральный университет