Образование и наука

Цифровые волонтеры ДВФУ помогли сохранить связь университета с преподавателями и студентами


Цифровые волонтеры Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) обеспечили непрерывность образовательного процесса в период оперативного перехода вуза на электронное обучения из-за пандемии. Использованные решения могут применяться университетом и после возвращения в офлайн. Об этом заместитель проректора по развитию ДВФУ Илья Яськов рассказал на второй части Московского салона образования (ММСО) 2020.

По словам Ильи Яськова, цифровые волонтеры ДВФУ помогли перейти в онлайн и другим региональным образовательным учреждениям, а студенты IT-направлений университета оперативно разработали отсутствующие до этого в регионе сервисы для дистанционной работы предприятий малого и среднего бизнеса. Приятным открытием стало, что цифровую помощь смогли оказывать студенты не только айтишных, но и других направлений, которые умели пользоваться онлайн-инструментами.

Отдельным пунктом в работе университета во время всеобщего карантина стала программа содействия трудоустройству студентов, потерявших заработок. Сейчас многие из них, включая цифровых волонтеров, работают в ДВФУ по договору.

«Цифровые волонтеры помогли сохранить связь университета с преподавателями, а преподавателей со студентами, помогли сохранить образовательный процесс, — рассказал Илья Яськов. — В самом начале мы обзвонили 2000 преподавателей и уточнили, как у них обстоят дела с переходом на дистант, умеют ли они пользоваться инструментами, которые выбрал университет. После этого у них была возможность самим перезвонить на горячую линию нашего колл-центра и задать любые уточняющие вопросы. Перезвонили около 500 преподавателей. Их консультировали от десяти минут до нескольких часов, в зависимости от необходимости. В результате каждый получил базовые навыки обращения с необходимыми инструментами. Кроме того, пока это еще было возможно, в случаях с возрастными преподавателями мы совершали выезды на дом с сохранением всех мер предосторожности».

Илья Яськов отметил, что работу консультантов горячей линии ДВФУ масштабировали на весь регион, чтобы, в частности, помочь муниципальным школам, где отсутствовали централизованные онлайн-инструменты, наладить образовательный процесс.

Волонтеры вели google-анкеты, где собирали статистику по основным сложностям, возникавшим у преподавателей. На основании этого специалисты ДВФУ готовили ответы на часто задаваемые вопросы. Их оперативно транслировали в телеграм-канале и на сайте ДВФУ.

«Благодаря работе волонтеров многие преподаватели стали пользоваться цифровыми инструментами и впервые почувствовали, что это удобно. Я уверен, работа с этими инструментами останется полноценной частью образовательного процесса в будущем, когда мы вернемся в офлайн», — сказал Илья Яськов.

В числе преимуществ исхода в цифровое пространство Илья Яськов назвал устранение территориальных барьеров между участниками электронной среды. Например, преподаватель, звонивший на номер горячей линии, даже не замечал, что разговаривает с человеком из другого региона (некоторые студенты уехали из кампуса ДВФУ домой на время карантина). Таким образом, самое важное, что предлагает цифровая среда — это возможность создать платформу, которая соединяет человека с человеком. В образовании такую платформу необходимо создавать усилиями многих вузов.

В целом, участники дискуссии согласились, что опыт университетов-лидеров цифровизации необходимо обобщить и транслировать другим участникам сферы образования через единую платформу, возможно, под эгидой профильного департамента Минобрнауки. 

«Нагрузка на преподавателей, связанная с необходимостью изучить новые технологии, была высока, но университеты смогли оперативно помочь своим сотрудникам. Где-то возникли уникальные практики. Важно масштабировать этот опыт, учитывая, что новые технологии возникают постоянно… Мы готовы поддержать формирование в том или ином виде платформ для взаимной работы в этом направлении», — директор департамента цифрового развития Минобрнауки отметил Антоний Швиндт,  который инициировал дискуссию на площадке ММСО.

Обсуждение прошло на сессии «Волонтеры цифрового образования или как помочь вузу измениться». Участники поговорили о том, как выстраивался процесс работы с волонтерами, как происходило первичное обучение и сопровождение со стороны служб университета, какой эффект это имело для вузов, обсудили возможность тиражировать опыт ведущих университетов и необходимые для этого инструменты.

Добавим, что ранее участниками деловой программы Московского международного салона образования также стали ректор ДВФУ Никита Анисимов, проректор по развитию Дмитрий Земцов и проректор по учебной работе Анна Тышецкая. В этом году ММСО впервые проводился в онлайн-формате.    

Пресс-служба ДВФУ,
[email protected]

Сообщает Дальневосточный федеральный университет