Образование и наука

Качественное изменение сферы образования обсудили на форуме «Сильные идеи для нового времени»


Эксперты в области образования обсудили вызовы, стоящие перед сферой образования в современной России и выделили основные принципы, по которым она будет трансформироваться уже в ближайшем будущем. Обсуждение состоялось на сессии «Дизайн будущего образования» форума «Сильные идеи для нового времени», организованном Агентством стратегических инициатив и Фондом Росконгресс в Москве.

По мнению модератора сессии, генерального директора АНО «Россия — страна возможностей», директора Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексея Комиссарова, будущее нашей страны во многом зависит от качества образования. Но возникают некоторые вопросы и сложности, потому что образование — одно из самых консервативных направлений.

«С одной стороны, в этом есть определенные плюсы, потому что это означает сохранение качества образования, с другой стороны, разрыв между тем, что мы зачастую преподаем и тем, что происходит в реальной жизни, за пределами учебного заведения, сильно отличается», — отметил в своем вступительном слове Алексей Комиссаров.

Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк считает, что наиболее эффективно эту задачу Владимира Путина по выведению России в десятку лучших стран по качеству образования можно решить только в совокупности со всем заинтересованным сообществом.

«Уже сегодня сформирован запрос на новую школу, школу будущего. На наш взгляд, одна из целей такой школы — подготовить такие конструкты обучения, которые способны формировать у школьников навыки создавать новые общественные институты, грамотно преодолевать современные социальные конфликты, проектировать рациональный подход, вовлекая в решение проблем группы людей, стоящих на разных позициях. Это те самые гибкие навыки — soft skills, о которых сегодня очень много говорится. Дети проводят достаточно большое количество времени в школе. И видится, что из нынешней замкнутой структуры учебного заведения необходимо создавать современную условную «школу вне стен», пространство которой раздвигает свои границы и дает большую возможность гармоничного личностного развития», — отметил Виктор Басюк.

По мнению заместителя Министра просвещения РФ, школа должна стать экосистемой сообществ, которая формируется как в стенах школы, так и за ее пределами. Должна быть гибкая связь обязательного и дополнительного образования, внеурочной деятельности. Ведь, согласно прогнозам, 65% нынешних первоклассников будут работать по специальностям, которых сегодня еще просто не существует.

«Есть проблемное поле. Это подготовка учителей, начинать нужно с них, они — проводники всех новых изменений. У меня есть предположение, что профориентацию и профессиональную подготовку нужно будет менять в корне, ориентируя ребенка не на конкретную профессию, а на некий смысл его жизни, на жизненную траекторию (установку), а уже в этой траектории он может выбирать себе набор профессий», — добавил Виктор Басюк.

Проректор по развитию Дальневосточного федерального университета, руководитель рабочей группы Кружкового движения НТИ, победитель конкурса «Лидеры России» Дмитрий Земцов подчеркнул, что талантами обладают все люди.

«Вопрос в том, предоставляем ли мы человеку возможность развить свой талант. Здесь я согласен с новой ролью школы не как системы, где ты встроен в механику изменения себя, а именно как экосистемы, где ты субъект, а значит ты занимаешься уже не просто присвоением каких-то новых знаний, а саморазвитием, преобразованием собственного образовательного пространства», — прокомментировал Дмитрий Земцов.

Об обучении самих педагогов рассказал генеральный директор образовательной платформы Учи.ру Илья Паршин. По словам эксперта, сейчас в тренде — получение учителями новых компетенций, ставших необходимыми из-за повсеместного дистанционного обучения.

«Мы недавно проводили опрос среди учителей: 47% педагогов отметили, что им остро не хватает новых знаний и навыков, а 57% педагогов ответили, что они в этом году учатся значительно больше, чем годом ранее», — отметил Илья Паршин.

По мнению генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберта Уразова, еще одним очень важным навыком будущего не только педагогов и школьников, а людей в целом, являются навыки предпринимательства.

«Мир, в который мы движемся, — это мир меняющихся профессий и отраслей. Кто способен быстрее внедрять улучшающие изменения, тот выигрывает. Это мир крайне высокой неопределенности и разнообразия. Подобным типом занятости будет занята большая часть людей. Мы пытаемся решить мир нестандартного будущего стандартными уравнениями. Мне кажется, это главная опасность, которая есть. Что делать? Мы должны развивать навыки предпринимательства у каждого человека, для того чтобы в этом современном мире он был конкурентоспособен. Важно наравне обсуждать инвестирование средств и инвестирование человеческого капитала”, — считает Роберт Уразов.

Сегодня университет — это не просто место, где молодые люди получают знания. Это целый социум, где студентам помогают выстроить индивидуальные траектории развития. Об этом рассказала ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.

«Мы формируем среду креативности и творчества, направленную на максимальное развитие талантов и способностей каждого обучающегося. В своей деятельности мы ориентируемся на требования работодателей, которым важно быть уверенными в том, что наши выпускники обладают знаниями, навыками, компетенциями в области информационных технологий, экономики, менеджмента, знают не один, а желательно несколько иностранных языков, и несомненно softs skills. Ответственность, лидерство, умение работать в команде, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость и многое другое. Личностный потенциал молодого человека можно развить только в креативной экосреде, погружении в атмосферу научного поиска, в системной работе с представителями бизнес-сообщества», — уверена Алевтина Черникова.

Заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» Анна Кузнецова как работодатель поделилась своим видением о качествах и компетенциях, которые они хотят видеть в выпускниках вузов, в молодых специалистах:

«На рынке труда наблюдается спрос на сотрудников, которые обладают не одним фундаментальным знанием, а глубокими компетенциями в нескольких направлениях, на стыке которых и появляются новые профессии. Например, абсолютно новые направления появляются при соединении традиционных видов образования — сельскохозяйственного, экономического или иного с инновационными технологиями, такими, как нейронные сети, анализ больших данных, робототехника. Поэтому все большую роль будет играть развитие lifelong education — непрерывного образования на протяжении всей жизни, которое позволит специалистам получить новые навыки и знания, актуальные на сегодняшнем рынке. Для реализации этой модели в АПК банк в 2020 году запустил образовательный проект для взрослых людей — «Школу Фермера», рассчитанную как на начинающих предпринимателей, так и на уже состоявшихся фермеров», поделилась Анна Кузнецова.

Креативные индустрии — еще один тренд будущего. Как это проявляется в образовании, рассказала президент НП «Ассоциация участников рынка артиндустрии» Ирина Егорова. Она указала, что важно формализовать индустрию учебного оборудования в отдельную отрасль, так как образование с каждым годом будет становится все более технологичным. К 2022 году объем рынка учебного оборудования составит больше 110 млрд долларов, что по соотношению к 2017 году больше в два раза.

«Было подано много проектов по формированию среды для проектной деятельности, созданию территории искусственного интеллекта в школе, детских заводов для предметной области технологий, проведение экологических практикумов. Это комплексные образовательные решения, которые не только состоят из оборудования, это еще и подготовка педагогов, методики, лабораторные работы. У нас есть разработки, когда одно оборудование позволяет проводить на нем больше двухсот лабораторных работ. Это большое подспорье педагогам и рост качества образования», — отметила Ирина Егорова.

В завершении сессии участники обсудили тему экологии и «зеленой» политики. Ученый и педагог Сергей Самойленко сообщил, что мы должны предложить молодому поколению, чтобы уделить этой сфере больше внимания.

«Мы ищем неизменную ценность, которая позволит ориентироваться и нам, педагогам, и молодым людям, куда и зачем двигаться в быстро меняющемся мире. Сегодня нам совершенно понятно: чтобы устойчиво двигаться вперед, нам нужно сохранить тот мир, в котором мы живем. Мы предлагаем проект для школ и университетов — «Образовательно-научный центр Ойкумена на Камчатке». Это площадка, на которой можно использовать все экологические наработки, которые уже есть. Это универсальная база практики, где можно увидеть, как технологии работают на протяжении того или иного времени. Дети смогут посмотреть, как работает дом без отходов, как работает ресторан замкнутого цикла, тогда им будет понятно, ради чего нужно учиться экологии», — поделился своей идеей Сергей Самойленко.

Подводя итоги сессии «Дизайн будущего образования», Алексей Комиссаров отметил, что все эксперты понимают, что образование должно меняться чтобы соответствовать текущим и очень серьезным вызовам.

В рамках форума «Сильные идеи для нового времени» в треке «Новые компетенции» было представлено 2344 идеи — это третье место по количеству среди всех треков. Зарегистрировались на трек 72 тысячи участников. Всего за время подготовки было собрано около 15 тысяч идей для развития экономики, социальной и технологической сфер России. Авторы 100 лучших проектов расскажут о них на форуме представителям федеральных органов власти и институтов развития.

По материалам организаторов форума

«Сильные идеи для нового времени»

Сообщает Дальневосточный федеральный университет