Образование и наука

Об учебе, достижениях и биоугле: интервью с ТОП-100 выпускницей ДВФУ Аленой Иванковой


О жизненных открытиях, достижениях, научных интересах и при чем тут биоуголь рассказывает ТОП-100 выпускников Дальневосточного федерального университета Алена Иванкова. Она окончила бакалавриат кафедры почвоведения и собирается поступать в профильную магистратуру по агроэкологии Института Мирового океана ДВФУ. Алена также успела попрактиковаться в агрохимслужбе. 

У тебя уже есть какой-то Индекс Хирша? 

Я как соавтор выступаю только в одной научной супер крутой Scopus-публикации с нашей кафедры. В остальном — это материалы конференций. То есть я пишу работы по собственным данным, полученным в результате анализов: вывожу зависимости и закономерности, если они есть. С этими исследованиями выступаю, по результатам публикуют сборник.

thumbnail_Иванкова иллюстрация 1.jpg

С какими результатами ты уже выступала? Расскажи про свои исследования.

В 2017 году нашей кафедре выдали грант на исследование биоугля. Это мелиорант, который можно вносить в почву для улучшения некоторых ее качеств. В России эта технология не так себя зарекомендовала, чтобы рядовой покупатель мог ее использовать. Мы решили проверить, настолько ли биоуголь эффективен, как о нем говорят в европейской части страны и за границей. За рубежом его уже очень давно используют. Моя часть исследований касается как раз проверки качеств почвы, если конкретнее, я занимаюсь микроагрегатным составом, гранулометрическим составом. Если проще, мы изучаем влияние биоугля на показатель противоэрозионной стойкости почв, то есть способность сопротивляться воздействию поверхностных потоков воды.

С помощью биоугля можно сделать из заболоченных и водянистых почв пригодные для посева земли?

Как дренаж биоуголь чаще используют в европейской части страны. У нас другого хотят добиться — сделать полегче грансостав, чтобы земля была более рыхлая. Почва на Дальнем Востоке довольно тяжелая для корневых систем, здесь плохо что-то растет — им сложно пробиваться. Чтобы изменить почвенную структуру, мы пробуем применять биоуголь, но смотрим еще и на другие показатели.

Как получается или создается биоуголь? Он добывается, как перлит, разрыхлитель вулканического происхождения?

Биоуголь получается в результате пиролиза — бескислородного горения. Это довольно дешевая вещь в производстве, потому что его можно производить из древесных остатков: опилок и шелухи.

Получается безотходное древесное производство. И какие у тебя сложились впечатления об эффективности и перспективах применения биоугля в результате исследований, можно ли его рекомендовать дачникам?

Безусловно. Но его нужно продолжить проверять, этим занимается, насколько я знаю, не так много ученых в России. Поэтому однозначных рекомендаций нет: регионы разные, условия разные, как он себя может повести до конца неясно.

Куда тебе уже удалось поехать со своими исследованиями и выступлениями, что тебя впечатлило или запало в душу?

Вообще, я приехала во Владивосток из Урала, чтобы путешествовать по Азии — мне очень нравится восточная культура. До локдауна благодаря учебе я успела съездить в Японию. Осенью 2019 года в начале третьего курса нас выбрали от кафедры как представителей-почвоведов, мы ездили в японский аграрный университет Нодай. У него три кампуса, мы посетили кампус на Хоккайдо и в Токио. Впечатлило, что у них другой подход к изучению почвы. У нас образование более комплексное, комбинированное, дает более полное понимание взаимосвязей компонентов почвы, потому что это сложный объект. А там каждым конкретным свойством занимается свой человек. Для меня это стало колоссальным открытием, что в Японии люди могут заниматься одним и тем же без понимания, как все это работает вместе.

То есть они более узкоспециализированные?

Я бы сказала да. Когда мы задавали вопросы из смежных областей, нам не могли дать конкретный ответ, хотя у нас был отличный переводчик.

thumbnail_Иванкова иллюстрация 2.jpg

Какие у тебя впечатления от учебы в университете, были какие-то ожидания, когда ты поступала, сбылись ли они?

Я не знала, куда иду. Изначально хотела поступать на биологию, но в последний момент засомневалась из-за конкурса: там было 60 мест, на почвоведении — 20, а для поступления требовались одинаковые экзамены — профильная математика, русский и биология. Не ожидала, что на почвоведении будет очень много химии, во вступительных испытаниях не было ни слова об этом предмете. Зато я подтянула свои знания и не жалею, что поступила. Тем более что коллектив кафедры очень дружелюбный. Студентов набирается немного, поэтому к каждому есть свой подход, за каждого держатся, прислушиваются — чем было бы интересно заниматься. У кафедры очень много связей в экологической нише, то есть студент может много куда пойти и попробовать себя. Прекрасно, когда есть возможность себя реализовать пока учишься, за что ДВФУ огромное спасибо.

Как ты представляешь пик своей научной карьеры?

Мне сложно прописывать планы шаг за шагом. Есть какое-то общее стремление. Мне бы хотелось иметь свою лабораторию: не большую, но и не такую, где работаю только я, потому что исследования почвы — это очень трудоемко. Если исследовать какие-нибудь большие поля, то одним специалистом не обойтись. В идеале, я недавно думала, было бы прекрасно создать проектный центр или даже сеть таких проектных центров, которые занимаются рекультивацией земель, потому что в нашей стране эта ниша пустует. Нет организаций, которые бы целенаправленно занимались деградированными почвами, например, загрязненными химически рядом с предприятиями, иссушенными или заболоченными почвами.

Как ты узнала о конкурсе ТОП-100? Как жюри получило твою заявку?

Про конкурс мне сказала завкафедрой. Она захотела подать меня как показательного студента. Заявку я заполняла самостоятельно, там были графы, где надо было указать публикации или научные работы, достижения в культурной деятельности, художественной, спортивной. В любой внеучебной деятельности.

Как ты подбирала свое портфолио? Указывала все, что было, или выбирала определенное?

Я постаралась указать все, что было, потому что свою научную деятельность начала не сразу — где-то с начала третьего курса. Нам подбирали руководителя курсовой работы, и мой руководитель — просто очень инициативный человек. С ней в мою жизнь пришла еще и научная деятельность. Она начала подсказывать конкурсы, я стала пробовать в них участвовать — так все и завязалась. 

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru 

Сообщает Дальневосточный федеральный университет