Образование и наука

От тестирования VR-контента к сообществу учителей: результаты Центра НТИ ДВФУ за учебный год


Центр Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Дальневосточного федерального университета (Центр НТИ ДВФУ VR/AR) ведет постоянную работу по развитию технологий и их адаптации для различных сфер жизни. За прошедший учебный год специалистам Центра удалось разработать целый блок учебных программ и во взаимодействии с региональными учреждениями образования организовать их внедрение в учебный процесс.

Образование — один из перспективных рынков для внедрения разработок, в основе которых лежат технологии виртуальной и дополненной реальности. Сфера находится в стадии поиска прорывных решений, проходят исследования предположений о том, как будет организован процесс обучения с применением технологий виртуальной реальности. Центр НТИ ДВФУ тестирует разработки на площадках школ, поэтому с окончанием учебного года заканчивается активная фаза взаимодействия с учителями и учениками. За один год команда проекта успела провести десятки мастер-классов для учителей и сформулировать гипотезы для новых инициатив и разработок. 

Проект «Виртуальная грамотность» появился ещё в начале года из гипотезы о том, что лишь незначительная часть учителей и сотрудников школ знакомы с технологией и использовали ее. Было проведено более 20 мастер-классов, на которых сотрудники Центра продемонстрировали VR-оборудование и помогли провести уроки физики с VR в общеобразовательных школах Приморского края. С введением режима карантина проект перешел в онлайн, где Центр НТИ ДВФУ организовал серию вебинаров с лидерами рынка и учителями, использующими технологии, для ответов на волнующие организационные, методические вопросы. Вебинары проходят раз в две недели на YouTube-канале Центра. Педагоги и администрации школ стали главными действующими лицами, от желания и вовлеченности которых зависит успех внедрения технологии.

«Нельзя просто закупить шлемы и дать контент, важно рассказать преподавателям, как правильно работать с технологией, и объяснить пользу для ученика. Просветительский проект «Виртуальная грамотность» стал началом большого пути по формированию сообщества активных учителей с желанием освоить VR как инструмент внутри образовательного процесса. У нас большие планы на это направление. Главная задача — вдохновить педагогов использовать VR, показав его возможности», — отмечает научный сотрудник Центра НТИ ДВФУ, кандидат филологических наук Юлия Хукаленко.

В основе VR-контента должна быть заложена та область предмета, которую ученик освоит эффективнее в виртуальной реальности, чем без нее. Сотрудники Центра убеждены, что грань между дорогой игрушкой и инструментом обучения очень тонкая и должна учитываться при разработке образовательного решения. В рамках серии методических семинаров об использовании сквозных технологий в образовательном процессе был налажен диалог между представителями компаний-разработчиков, вузов и школ, методистами, которые совместно сформировали видение целесообразности использования технологии в образовании.

Итогом каждого из семинаров стало решение о старте разработки прототипов образовательных продуктов по шести предметам. Выделено два пути развития контента: как элемент дополнительного образования, так и встраивание в классно-урочную систему школьной программы.

Помимо основного проекта по созданию прототипов образовательных VR-продуктов, реализуются программы дополнительного образования, выходящие за пределы школ: изучение архитектуры и иностранных языков на VR-платформах. Заключен ряд соглашений о партнерстве с «ТерраТех» (дочерняя компания Роскосмоса), Visual Science, VR Supersonic, Gold Lotus, Mimbus и госкорпорацией Росатом. Взаимодействие по вопросам развития VR для образования ведется и с вузами: МГУ имени М.В. Ломоносова, Томским государственным университетом, Казанским федеральным университетом, Поволжским государственным технологическим университетом. 

Центр компетенций НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» создан в Дальневосточном федеральном университете в 2017 году по программе Национальной технологической инициативы для развития технологий виртуальной и дополненной реальностей, поддержки высокотехнологичных российских разработок и интеграции их в бизнес-проекты в России и за рубежом. Центр объединяет большинство ключевых игроков, разрабатывающих высокотехнологичные AR/VR-проекты в рамках Консорциума по виртуальной и дополненной реальностям, а также активно работает с сообществом совместно с AVRA Ассоциацией AR/VR.

Пресс-служба ДВФУ,
[email protected]

Сообщает Дальневосточный федеральный университет