Образование и наука

Учителя России готовы применять на уроках VR-оборудование – эксперты подвели итоги апробации

Центр Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Дальневосточного федерального университета (Центр НТИ ДВФУ по VR/AR) представил результаты программы апробации образовательных программ виртуальной и дополненной реальности. Главными итогами эксперты называют готовность и желание педагогов использовать VR-контент в учебном процессе и налаженную коммуникацию между учителями и разработчиками, которая позволит вывести качество уроков в виртуальной реальности на лучший в мире уровень. Результаты обсудили эксперты на онлайн-конференции Международного информационного агентства «Россия сегодня». С отчётом по программе можно ознакомиться по ссылке.

Участвовавшие в программе апробации образовательные курсы, а также полученные от педагогов формы обратной связи прошли экспертизу Российской академии образования. В результате 18 продуктов были одобрены экспертами Российской академии образования и Российского психологического общества для применения в образовательных организациях.

Всероссийская программа апробации образовательных программ виртуальной и дополненной реальности, инициированная в 2020 году Центром НТИ ДВФУ по VR/AR, преследовала две основные цели: оценить эффективность применения новых цифровых технологий для улучшения учебного процесса и дать разработчикам обратную связь от учителей для адаптации обучающего контента под нужды школ.

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков отметил, что у технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании сейчас огромный потенциал. В перспективе именно это направление может стать таким же трендом, как технологии искусственного интеллекта сегодня. Разработки в этой области – шанс России стать мировым лидером в инновационных образовательных решениях.

«Благодаря такой работе мы можем не отстать от мировых лидеров, а в эту гонку новых технологий включиться сразу и с очень серьезных передовых позиций. Всегда в России существует разрыв, где мы делаем какие-то отдельные продукты, а когда дело доходит до серии, оказывается, что вынуждены покупать иностранные решения. Не потому, что у нас нет своих, а потому, что они недостаточно развиты или удобны для того, чтобы массово их использовать. Программа апробации создает очень важный мостик от экспериментальных разработок к рынку. Наша задача – чтобы такие технологические разработки могли максимально вырасти на собственном рынке и уже дальше активно выходили на глобальные», — сообщил Дмитрий Песков. 

С октября 2020 по май 2021 года программа апробации охватила более 1000 учебных заведений из всех регионов России, в опросах приняли участие более 20 000 человек. Зарегистрированным в программе школам был открыт доступ к Платформе Центра НТИ ДВФУ, на которой можно бесплатно скачать, установить и протестировать приложения, прошедшие предварительную экспертную оценку Российской академии образования.

«У технологий виртуальной и дополненной реальности намного более серьезные перспективы, чем применение в игровой и выставочной индустрии. Это мощный педагогический инструмент, который позволяет повышать качество образования и его доступность. Учителя обнаружили, что при использовании VR-приложений ученики проявляют большую вовлеченность, задают вопросы и проявляют интерес к теоретическому содержанию материала. Но главная ценность работы, проделанной за этот год – то, что сообщество педагогов выстроило диалог с разработчиками и предоставляет им обратную связь. Это дает нам шанс первыми в мире использовать цифровые решения для значимой части школьной программы», — сообщил проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов

Координатор федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» Павел Бакунин напомнил, что одна из основных задач нацпроекта — обеспечить доступ к качественному образованию для всех детей на территории России, вне зависимости от географической удаленности. Для этого создают в том числе сеть «Точек роста», центров на базе региональных и сельских школ, благодаря чему они приближаются по уровню оснащенности современным оборудованием к школам в крупных городах, получают возможность внедрять новые технологии и методики в образование.

«Программа апробации позволяет улучшить качество образования в удаленных школах, где порой имеется ограниченный доступ к лабораторному и специализированному оборудованию. Так, благодаря виртуальной химической лаборатории VR Chemistry Lab учащиеся могут расширить список экспериментов, для которых требуется сложное оборудование и реактивы. Качественный рывок в российском школьном образовании возможен, если перенести лучший образовательный контент в виртуальную среду», — сообщил Павел Бакунин.

Во время программы апробации учителя получили подробные инструкции, руководства пользователя и методические рекомендации по использованию программного обеспечения на уроках и в рамках дополнительных занятий. Работники сферы образования со всей страны направили разработчикам информацию, которая тщательно анализируется для улучшения образовательных продуктов и самой технологии виртуальной и дополненной реальности.

«Мы выяснили, что школы в регионах оборудованы комплектами виртуальной реальности и ждут качественного образовательного контента. И вопреки распространенному мнению о консервативности педагогического состава, они готовы пробовать внедрять высокие технологии в образовательный процесс. Центр НТИ ДВФУ оказался тем мостиком, который помог педагогам и разработчикам говорить на одном языке. Важно, что уже сейчас существующие продукты дорабатываются в соответствии с полученными рекомендациями», — сообщила советник при ректорате Дальневосточного федерального университета, руководитель направления «Образование» Центра НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» ДВФУ Юлия Хукаленко.

Научный руководитель Центра педагогического мастерства г. Москвы Иван Ященко подчеркнул, что наиболее полезный в учебном процессе VR-контент должен быть основан на проблемных точках – областях, которые полезно усиливать при помощи компьютерной визуализации. В качестве примера успешного применения виртуальной реальности в образовании он привел продукт VR Space для эффективного обучения стереометрии. В этом случае решается проблема сложности восприятия абстрактных понятий и умозрительных построений. Используя данный продукт, ученики получают возможность самостоятельно работать с объектами в виртуальной реальности, моделировать действия с ними и приобрести навык пространственного мышления. Теория подкрепляется практикой: школьники могут потрогать предметы, выполнить задания, оценить полученные результаты и сделать столько попыток, сколько им необходимо.

«Я уверен, что за VR-технологиями будущее – это продукты которые будут гармонично вписываться в образовательный процесс. И будут не игрушкой и не обременением для учителя, а реальной помощью, повышающей эффективность работы учителя и повышающей эффективность работы учеников», — поделился Иван Ященко.

Центр компетенций НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» создан в Дальневосточном федеральном университете в 2017 году по программе Национальной технологической инициативы для развития технологий виртуальной и дополненной реальностей, поддержки высокотехнологичных российских разработок и интеграции их в бизнес-проекты в России и за рубежом. Центр объединяет большинство ключевых игроков, разрабатывающих высокотехнологичные AR/VR-проекты в рамках Консорциума по виртуальной и дополненной реальностям, а также активно работает с сообществом совместно с AVRA Ассоциацией AR/VR. Основными направлениями деятельности Центра является создание инновационных и социально важных решений с AR/VR-технологиями в образовании, медицине, промышленности.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru

Сообщает Дальневосточный федеральный университет